Страничка логопеда

Работа логопедического пункта в МБДОУ
детский сад № 12 «Белочка»

Одним из направлений образовательного учреждения является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи. Для осуществления коррекции в речевом развитии в МБДОУ работает логопункт. Основным содержанием деятельности логопедического пункта является оказание специализированной помощи дошкольникам с отклонениями в речевом развитии.

Методические материалы логопеда, которые можно скачать:

Логопедический пункт осуществляет:

  • диагностирование детей с отклонениями в развитии, углубленное изучение ребенка на протяжении периода дошкольного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение структуры и степени выраженности, имеющегося у них дефекта.
  • коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; 
  • индивидуальную работу, консультирование детей и родителей (законных представителей);                                                                        
  • предоставление методических услуг педагогам муниципального дошкольного образовательного учреждения по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с речевой патологией;
  • профилактическую работу по предупреждению речевых расстройств

Организация деятельности логопедического пункта:

  • Комплектование детьми логопедического пункта производится ежегодно с 1 апреля по 1 июня с согласия родителей (законных представителей) и по заключению областной психолого – медико – педагогической комиссии на учебный год. В остальное время проводится доукомплектование логопедического пункта в соответствии с установленными нормативами. При зачислении учитывается характер и степень тяжести речевых нарушений, возраст детей.
  • В логопедический пункт зачисляются дети, посещающие Муниципальное дошкольное образовательного учреждения детский сад №12 «Белочка», имеющие следующие нарушения речи: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие, фонематический дефект. 
  • Предельная наполняемость логопедического пункта определяется в зависимости от возраста и уровня речевых нарушений детей от 20 до 25 человек на одну ставку учителя – логопеда.
  • Учебная нагрузка учителя – логопеда соответствует установленным нормам рабочего времени для специалистов данного профиля.
  • Для организации работы логопедического пункта выделен специальный кабинет, отвечающий санитарно – гигиеническим нормативам.
  • Логопедический пункт обеспечен специальным оборудованием, предусмотренным для логопедических кабинетов.

Организация коррекционно-педагогического процесса:

  • Основная организационная форма коррекционной работы на логопедическом пункте — индивидуальные занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей. Длительность проведения занятий — от 10 до 20 мин. Подгрупповые занятия организуются, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин. в зависимости от возраста детей, частота проведения определяется степенью выраженности нарушенных компонентов речи (фонетико- фонематического, лексико-грамматического).
  • В зависимости от потребностей комплектуются группы или подгруппы: - с общим недоразвитием речи до 5 человек;
    - с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до 6 человек.
  • Состав группы (или подгруппы) в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей или иного этапа обучения.
  • Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития:
  • - фонетико-фонематическое недоразвитие речи - не менее двух     раз  в неделю;
    - фонетический дефект - не менее одного- двух раз в неделю.
  • Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 мес. до 1,5—2 лет и более.
  • Ответственными за посещение детьми занятий в логопедическом пункте являются учитель – логопед, воспитатели тех групп, чьи дети занимаются на логопедическом пункте, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе муниципального дошкольного образовательного учреждения.
  • Эффективность коррекционной работы логопедического пункта определяется по итогам обследования детей на заседаниях областной психолого – медико – педагогической комиссии. Условия, созданные педагогами групп и учителями- логопедами для коррекционно-педагогической деятельности с детьми, соответствуют возрастным особенностям дошкольников и уровню их речевого развития.

Методическое обеспечение коррекционной работы в
логопедическом пункте МБДОУ детский сад №12 «Белочка»

  • Парциальные программы:  
  • «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», автор – Т.Б.Филичёва.
  • «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи», автор – Г.А Каше, Т.Б. Филичева.
  • Перечень используемых пособий:  
  • 1. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М, 1971 «Просвещение»
    2. С.А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, 1991 «Просвещение»
    3. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М, 1981 «Просвещение»
    4. Г.А. Тумакова «Методическое руководство к учебно-наглядному пособию» М, 1980г «Звучащее слово» «Просвещение»
    5. А.М. Бородич «Методика развития речи» М, 1981г «Просвешение»
    7. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей» М, 1981г «Просвещение»
    8. «Методические рекомендации из опыта работы педагогического коллектива ДОУ №15 г.Тамбова», «Литературное образование дошкольников»
    9. С.А. Миронова «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи» М, 1987г. «Просвещение»
    10. Н.Г. Комратова «Учимся говорить правильно» М, 2004г. «Сфера»
    11. Н.В. Зайцева, Р.А. Боровцова, А.А. Михайлова «Учимся читать и правильно говорить» Т, 1998г.
    12.А.Д. Филиппова, Н.Д. Шуварина «Говори правильно» М, 1963г.
    13. «Методика развития речи дошкольного возраста» М, 1984г.
    14. О.А. Степанова «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» М, 2003г. «Сфера»
    15.  Ткаченко Т.А. «Если ребенок плохо говорит», 1997 г.
  • Диагностика (логопедическое обследование):
  • Л.А.Боровцова «Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном  учреждении» г.Тамбов, ТОИПКРО, 2007 г.